Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль | ||
![]() | ![]() | ![]() |
Лена Макарова "...читая Русский Дом" | ||
Православный календарьФотогалерея | РУССКИЙ ДОМ Всем, кому выпало родиться и сколько-нибудь жить в советские времена, памятны статьи особого характера – агитки. Советские агитки. Стиль их менялся: в 20е годы – один, в 50е – другой, в брежневские времена – третий. Однако суть не менялась – и ежу понятно: агитка есть агитка. Но как крепко держит нас всех в цепких своих лапах воспитание! Диву даюсь! О, воспитание – настоящая сила, жесткая, хваткая, мощная! Говорю так потому, что сейчас приходится констатировать очевидный факт – появление «православной» агитки. «Православной» – потому что как бы на тему Православия. Но такая «православная» статья все равно остается агиткой! Прочитала подобный перл (в некотором смысле возмутительный) в «Русском доме», №3. Называется «Самолет идет на посадку». Автор – Лариса Михайловна Гладких. Языком написано тем еще – язычищем. Приторным, елейным. Например, главную героиню зовут Иришка. Не Ира, не Ирина – Иришка! Содержание просто и незатейливо: Иришка и Игорь собираются жениться, их родители начинают готовиться к свадьбе (свадьба с деревенским размахом и такими же прибамбасами – с тамадой, с выкупом невесты и проч, хотя дело происходит в Москве). Съезжаются иногородние родственники почему-то аж за неделю, так что в квартирах жениха и невесты не остается спальных мест – стелют на полу. И тут вдруг Иришкиной маме тюкнуло (по другому и не скажешь) пойти в храм – купить иконы Богородицы и Спасителя, дабы ими благословить молодых! Купила она складень, да в последний момент возьми и разговорись с тетенькой на свечном ящике. И тут вдруг бац – выясняется, что свадьба-то назначена на Великий пост! Ох, ах, сокрушается тетенька – нельзя, нельзя. И советует Иришкиной мамаше: «Можно тихонько расписаться, а свадьбу сыграть уже после поста». Здесь я ставлю 3 (три) восклицательных знака!!! Ладно, это было первое предупреждение. Не вняли. Затем накануне свадьбы Иришке снится сон, в котором покойная деревенская бабушка Нина кричит вслед жениху и невесте: «Вертайтесь назад…» (Кричать с многоточием – это как? Здесь, по-видимому, у автора грандиозное чутье русского языка!) Словом, свадьбу сыграли шумно и весело. И тут – началось. Как раз в день свадьбы в Домодедово прилетает (цитирую) «красивая и очень сексуальная хохлушка[1] из города Житомира». Цитирую далее: «Из всех организаций, предложенных ей для работы, она выбрала ту, где работал Игорь». Ну теперь-то читателю становится все ясно: через 2 месяца после великопостной свадьбы Игорь бросает беременную Иришку и уходит к «сексуальной гражданке Украины». Стресс – выкидыш – больница. А Игорь с хохлушкой летят (вот чем объясняется название этого «православного» шедевра) на дорогой курорт. Конец. Занавес. Какой высоконравственный рассказец! Какое вроде бы «православное» миросозерцание! Какой призыв к читателям быть хорошими и правильными! Какие благие намерения! Только все здесь – ложь. Вранье. Притянутое за уши вранье на «православную» тематику. А самое главное – Православия здесь нет. Нет – и все. Давайте по порядку. Начать с того, что (это видно по смыслу рассказа) ни жених, ни невеста, ни их родственники – не воцерковленные люди. Воцерковленный человек априори не назначит свадьбу на Великий пост: для него же важна не свадьба как таковая и не загсовское «расписаться» – важно венчание. Для невоцерковленных людей покупка иконы для благословения молодых – это просто дань традициям, и обычно здесь все традиции в одну кучу метут: благословение иконой и языческое вешание ленточек на деревьях или расписных замочков на решетках. Спрос с невоцерковленного человека какой? Да никакой! Он же просто не осознает, не понимает того, что делает. Он в некотором смысле как ребенок. Жалко его. Очень жалко. Всех персонажей жалко. Только ведь автор хочет нам сказать, что если бы свадьбу отложили, то беды бы и не было! Какой удивительный примитивизм! Вполне языческий примитивизм магизма: произнесу заклинание – и все тип-топ, отложу свадьбу – Игорь не бросит беременную Иришку. Происходит жуткая подмена. Осознание ужаса жизни невоцерковленного человека заменяется исполнением ритуалов. Здесь не ставится вопрос: а зачем эта Иришка выходила за такого вот Игоря? Главное, чтобы не в пост! Но пост или не пост – современный человек настолько далек от понимания сути семейной жизни, своих обязательств, настолько не готов к ее повседневным тяготам, что само по себе внешнее соблюдение церковных установлений ничего не меняет! Где гарантия, что следующий муж наученной горьким опытом Иришки не бросит ее, даже если свадьба назначится на самую что ни на есть «православно» подходящую дату?! Гарантии нет никакой! Потому что ищется не суть проблемы, а обертка!! И такие обертки (яркие, простые и понятные) – на каждом шагу. Что толку механически переносить дату свадьбы, если глубинная сущность поста для тебя – пустой звук, как и сущность семейной жизни. Пойдем дальше. А как вам нравится советец работницы свечного ящика?! Каково – тихонько, мол, расписаться, а свадьбу уж после?! Согласно этой логике главное в посте – шума не устраивать, веселья не создавать, а сексуальная составляющая вообще в расчет не берется! Какое-то потрясающее лицемерство, вопиющее! И кто советует так поступить? Воцерковленная женщина! В рассказе мы видим, что бедная невеста имела 2 предостережения (все вроде как «по-православному»): первое – высказано ее маме в храме, второе – сон. И тут мы опять натыкаемся на серьезное противоречие. Сколько литературы написано о том, что снам нельзя доверять вовсе! Вещий он или не вещий – простой человек не знает и даже критериев оценки не имеет, а обратиться за толкованием – к кому?! Если святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что за всю свою жизнь он встретил всего одного духовного человека, то нам-то каково – куда бежать, кого вопрошать?! Значит, для нас единственно возможный путь – совсем не пытаться читать сны: не отвергать и не принимать (тот же подход, что и с видением духов). Зачем же тогда автор рассказа вообще подсовывает читателю такое ненадежное предостережение, как сон?! Да вот зачем – нагнести обстановку, создать эдакую страшилку, запугать! Весь рассказ – агитационная пугалка, наряженная в «православные» одежды. Здесь вообще всю дорогу используется этот метод – сгустить краски, закидать читателя трагическими деталями по принципу «чем больше – тем лучше». Похоже оно на правду или нет – автору как будто и не важно. Премилая подробность – мы уже знаем, что семейства жениха и невесты невоцерковленные, однако оказывается, что разнесчастная Иришка через 2 месяца после злополучной свадьбы беременна. Вероятность подобного события у людей, далеких от Церкви, столь мала, что а) или Иришка замуж по беременности выходила, и тогда фортель этого Игоря закономерен в некотором роде, б) или автор просто врет, намеренно задымляя атмосферу (Иришку не просто бросили из-за того, что свадьбу в Великий пост устроила, но бросили беременную, да еще и выкидыш, – словом, спасайся кто может). А как вам нравится житомирская секс-красотка (Житомир – это намек на что?), которой в Москве предлагаются варианты работы, а она еще и выбирает?! Разборчивая такая хохлушка! Где вы такое видели?! Где?! Но автора правда или хотя бы правдоподобность не занимает – главное, чтобы поярче, поэффектнее, поцветистее, поярмарочнее! Ах, надо было вместо хохлушки сюда негритянку припаять – приезжает в Первопрестольную эдакая знойная мулатка, ей – россыпь вариантов трудоустройства, она лениво выбирает, бац – зацапала Иришкиного Игоря! Ну и пошло-поехало. Вот такой «православный» рассказ. На первый взгляд вроде бы даже безобидный и как будто нравоучительный. А присмотришься – да они же опасны, эти рассказцы! По-настоящему опасны! Они сеют магический страх перед неотвратимо наказующим идолом, в роли которого в данном случае выступает Великий пост. Бойся, бойся, бойся!!! Как все это далеко от страха Божия… И опять, тот же принцип: хочешь жить хорошо в этой жизни – соблюдай ритуалы. Вот чему учат такие шедевры. Как здесь уместна та самая цитата из А.И. Осипова о том, что наш народ, научаемый такой околоцерковной литературой, которая пестует захожан, перед какой иконой нужно молиться, чтобы зубы не болели, а перед какой – чтобы удачно замуж выйти, – наш народ из огня атеизма попадает в полымя язычества. В этом рассказе, кстати, тоже авторитетно сообщается, что благословлять молодых нужно именно Казанской! Но еще более странно здесь то, что такой пропагандистский опус, целевой аудиторией которого являются невоцерковленные люди, напечатан в «Русском доме», читатели которого по определению, что говорится, либо априори воцерковленные, или сочувствующие. И им, как уже шла речь, не нужно объяснять, что не след жениться Великим постом. Вообще говоря, создается грустное и даже тягостное впечатление от нынешней православной периодики. Там – либо вода (статьи ни о чем), либо вот такие агитки, либо – полный официоз (митрополит такой-то прибыл туда-то, ему сослужили те-то…) опять же в стиле советских дипломатических текстов. Редко когда встретишь что-нибудь действительно интересное, проникновенное, затрагивающее глубинные слои души. По сути, чем глотать такую периодику – выходит лучше хорошую книгу прочитать. 11-13 марта 2013 К оглавлению раздела... | |
© 2012 Duchonovo.ru | Дизайн и программирование: Freedom Studio |